Система Ката Годзю Рю каратэ-до.

Система Ката Годзю Рю каратэ-до

  Иероглифическое написание названий ката в додзе Сенсея Морио Хигаонны, на Окинаве.

 

 

Иероглифическое написание

 

Значение. Краткое описание.

 

Система ката Годзю Рю

                                                                                                                                                  Хаппорэн – переводится как тренировка восьми шагов. Рассматривается как прообраз Сантин ката и источник вдохновения при создании Тэнсё ката.                               

Хэйсюгата – переводится как ката закрытой руки.

Кайсюгата – переводится как ката открытой руки.

Косики-но ката – ката в старинной интерпретации.

 

 

三 戦

Санчин

Канрио  Хигаонна

 

三 戦

Санчин

Тедзюн Мияги

 

                                                                                                                                        Санчин – переводится как три битвы. Китайское Сантсэн или Сан джан. Название этого ката показывает, что оно воспитывает три качества человека: силу духа, физическую силу  и правильное дыхание. Так же укрепляет ноги, что делает более устойчивыми стойки; укрепляет тело, что делает его менее восприимчивым к боли и укрепляет руки, что улучшает кимэ и мутими.                                                          

Ката Санчин относится к направлению Наха-тэ, которое основал Сенсей Канрио Хигаионна (Хигасионна).

Практика Санчин помогает сформировать и развить тело таким образом, чтобы объединять три уровня: гедан (ноги, таз, живот, нижняя часть спины), чудан (грудь, ребра, спина), дзедан (плечевой пояс, шея), а также три энергетических центра: танден (низ живота), сюйгецу (солнечное сплетение) и верхний центр (локально расположенный в области горла под кадыком).

Еще одна трактовка смысла практики «Трех битв» — это объединить три составляющие человека: ум, тело и дух.

Сейчас ката Санчин очень отличается от того, что было принесено Сенсеем Канрио Хигаонна из Китая. Например, изначально это ката исполнялось с открытыми ладонями (нукитэ), с более быстрыми вдохами и выдохами. Похожий вариант существует в стиле Уэчи Рю. Сенсей Мияги Тедзюн  привнес много нового. Например, исходя из принципа от простого к сложному и принимая во внимание приверженность окинавцев ударам кулаком в макивару, решил, что будет целесообразнее выполнять Санчин с руками, сжатыми в кулак. Правда ушла хлесткость в исполнении удара, которая присуща китайскому варианту. Кроме того Тедзюн Мияги Сенсей ввел короткую форму Санчин, без использования стойки бенсоку дачи и разворотов. В этой форме Санчин используется передвижения в стойке санчин дачи как вперед так и назад.

 

 

 

撃 砕 第 一

Гэкисай дай ити

 

 

 

 

 

«Ударом разбить вдребезги» («Ударить и разбить вдребезги», «Напасть и разбить вдребезги»). Первое ката.

 Название ката «Геки Сай Дай Ичи» можно перевести как «Атаковать и разрушать». Оно также содержит иероглиф, который можно найти в названии ката  Сайфа.

Ката было созданно Сенсеем Тедзюном Мияги в 1940 году как вид физических упражнений для детей средней школы, и с целью популяризации Годзю Рю среди населения Окинавы. В дальнейшем был разработан бункай кта, а также техника исполнения ката в паре с партнером – «Рэндзоку Геки Сай Дай».

В 1948 году, после Второй мировой войны, Сенсей Тедзюном Мияги ввел это ката и созданное позже ката «Геки Сай Дай Ни», в состав ката системы Годзю Рю и преподавал ученикам на начальном этапе.

До этого времени, на начальном этапе преподавалось только ката Санчин. Но ката Санчин требовало физических качеств которыми не обладали дети школьного возраста, а ката Геки Сай Дай Ичи было достаточно динамично и легко училось, а также формировало в детях и подростках качества и кондиции необходимые для дальнейшего серьезного изучения Годзю Рю.

 

撃 砕 第 二

Гэкисай дай ни

 

«Ударом разбить вдребезги» («Ударить и разбить вдребезги», «Напасть и разбить вдребезги»). Второе ката.

 Ката «Геки Сай Дай Ни» было разрабатано позже, чем «Геки Сай Дай Ичи».  В это ката были включены техники рук с открытой ладонью хики уке и тора гути. Эти техники встречаются в более сложных ката:  Сисочин, Супаринпей, Сансеру.

Сроки создания ката «Геки Сай Дай Ни» называются в каждом источнике разные, но известно что Сенсей  Тедзюн Мияги закончил разработку ката серии «Геки Сай Дай» к концу 1941 года. В дальнейшем шла работа над методом обучения этим ката и сопутствующим им техникам (бункай, рэндзоку), которая окончательно сформировалась в 1948 году.

砕 破

Сайфа

 

 

 

«Разбивать на куски и разрушать». «Разрывать и пробивать насквозь».

Ката «Сайфа» классифицируется как первое ката в школе Годзю Рю, раздела мастерских (кайсюгата), в отличии от фукуй-ката (фукюгата) — ученическим ката, к которым относятся: Геки Сай Дай Ичи, Геки Сай Дай Ни.

Родина этого ката, как и других ката Годзю-рю, южные провинции Китая, в частности провинция Фучжоу.

Это ката привез на Окинаву и обучил своих учеников Сенсей Канрио Хигаонна, основатель направления «Наха-тэ», это ката он выучил в Китае, в период своего прибывания, а точнее 1863-1881 года, под руководством Рю Рюко (Се Чжун Сян по-китайски).

В Сайфа использутся  мощные и резкие техники  круговых ударов, таких как уракэн-ути, тетцуи-ути, хайто-ути, и другие. Также используется техника нанесения ударов, не глядя на противника.

 

 

制 引 戦

Сеюнчин

 

«Вести бой, сковывая противника захватами» (сэй – «контролировать», ин (у Хигаонны юн) — «тянуть к себе», «притягивать»)

Сеюнчин так же переводится как устойчивость в поединке. Китайское Чак ин чен или Джи сан джан. Особенностью этого ката являются низкие и устойчивые стойки и отсутствие ударов ногами. Также отрабатывается техника и стратегия поединка против более высокого противника.

Ката Сеюнчин выделяется достаточно сложной схемой передвижений.

 

 四 向 戦

Сисочин

 

«Вести бой в четырех направлениях». «Четверо  ворот (входа)».

Сисочин так же переводится как поединок в четырёх направлениях. Китайское Сии хен чен или Ши хен джан. Особенностью этого ката является техника открытых ладоней выполняемая на четыре стороны. Также используется техника владения ножом и защиты от ножа. Это любимое ката сенсея Тедзюна Мияги.

Одно из назначений Сисочин проработать во время исполнения ката  четыре первоэлемента (Дерево, Металл, Вода, Огонь), человек в этой концепции представляет стихию Земли.

 

 

三 十 六 手

Сансеру

 

 

 

«Тридцать шесть приемов»  (букв. «Тридцать шесть рук»,  но «рука» и в японских, и в китайских текстах по боевым искусствам означает «прием»).

Сансерупереводится как тридцать шесть. Цифровое название ката вытекает из буддийской философии, где различным цифрам даны магические свойства. Цифра тридцать шесть раскладывается на две составляющие: шесть умножить на шесть. Первое число означает: глаза, уши, нос, язык, тело и дух, второе число означает:  цвет, голос, запах, вкус, осязание и справедливость. Умножение это взаимосвязь между ними.

Так же считается что различные числа связаны с разными человеческими добродетелями и пороками, которые человек, упражняясь в ката, должен  победить (имеются ввиду пороки) и взрастить лучшие качества (добродетель) в себе.

Предполагается, что вдумчивая практика ката Сансеру учит системному методу понимания групп жизненно важных точек акупунктуры.

Если подсчитать количество приёмов выполняемых руками получится цифра тридцать шесть. Поэтому иногда перевод этого ката звучит как тридцать шесть рук.

 

 

十八手

Сепай

 

    

«18 стражников короля»

Сепай переводиться как «18». Это название также как и ката Сансеру имеет корни в буддисткой традиции. «Когда 6 аспектов «кон» (глаза, уши, нос, язык, тело и дух) и 6 аспектов «дзин» (цвет, звук, запах, вкус, прикосновение и справедливость) взаимодействуют с 3 мирскими состояниями: добра, зла и умиротворения, они становятся 18 грехами.»

По аналогии с ката Сансеру известно как восемнадцать рук.

 

久 留 頓 破

Курурунфа

 

 

«Неожиданная атака вслед за паузой». «Долго выжидать и внезапно ударить».  

  Особенностью этого ката является рваный ритм, резкий переход от медленных движений к сильным и быстрым ударам.

Ката Курурунфа Более ярко отображает принцип Го — «Твердое» и Дзю — «Мягкое», на основе которого и была создана школа окинавского карате Годзю Рю. Быстрые, резкие переходы сочетаются с тяжелыми, «липкими» движениями. В других ката Годзю Рю, основной упор делается на ударную технику, в этом же ката основной акцент сделан на отработку бросков, контрзахватом защиты от захватов.

Свободный перевод — «затишье перед бурей» или «держаться за почву». «Куру» (по-китайски Цзю-Лю) означает приблизительно «оставаться», «выжидать». «Рун» («Дун» по-китайски) в китайской каллиграфии означает паузу или замедление перед движением пера с нажатием, перед «освобождением».

 

 

 

 

 

十 三 手

Сейсан

 

«Тринадцать приемов» (букв. «Тринадцать рук»). «13 способов атак». «13 способов шагов».  «13 методов».

 Сейсан переводиться как «13». Число «13» на Востоке имеет обратное значение, чем на Западе — это число счастья, здоровья, богатства.

Ката Сейсан считается старейшим ката не только школы Годзю Рю, но окинавского каратэ в целом.

Именно это ката было продемонстрировано лучшим учеником Сенсея Тедзюна Мияги, Синзато Дзинаном, перед будущим императором Японии.  По аналогии с Сансеру и Сепай,  ката Сейсан известно как тринадцать рук.

壱 百 零 八 手

Супаринпей

 

 

 

«Сто восемь приемов» (буквально «Сто восемь рук»).

 Дословный перевод Супаринпей  — «108». Это символическое число в буддизме, которое обозначает 108 грехов, пороков человека.

Старое название ката Супаринпей — Пичурин. Китайское Со пак лин пак или Йи бай лин бай. Раскладывается как три умножить на  шесть и ещё раз на  шесть. Три это добро, зло и мир. Первая шестёрка – глаза, уши, нос, язык, тело и дух, а вторая – цвет, голос, запах, вкус, осязание и справедливость.

Ката Супаринпей, на первый взгляд, обманчива проста в исполнении, но сочитание переходов и изменения ритмов, оно превзошло все остальные ката.

Это наиболее сложное ката из кайсюгата Окинава Годзю Рю каратэ-до.

 

 

 

 

 

 

転 掌

Тенсе

 

«Вращающиеся ладони». «Вращение ладонями».

Тенсё – переводится как вращающиеся ладони. Это ката отражает мягкость в Окинава Годзю Рю каратэ-до и было создано Сенсеем Мияги Тедзюном в противовес ката Санчин, которое отражает жёсткость.

Другое название Тенсё – Рокисю и переводится как шесть точек, что соответствует положению рук в ката.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *