Феномен ката в каратэ

Виктор Панасюк (7 дан Окинава Годзю Рю Каратэ) поделился своими размышлениями на тему феномена Ката в каратэ.

Ката – супер упражнение или бесполезная трата времени?

О причине
Причина возникновения этого феномена — возможность практиковать в независимости от места, времени года, специального оборудования и наличия партнера. Где взять партнера во время путешествия? Да и с макиварой подмышкой на работу не походишь. А ката всегда с тобой — пять минут или пять часов зависит от времени и желания.

О технике
Изначально ката создавались как приемы уличной самообороны. Отсюда и отличия техники в спорте и в традиции. Удар ногой в пах это скорость, точность и незаметность. Поэтому, в ката удары ногой хлесткие и короткие, рассчитанные на уличную дистанцию, типа «закурить не найдется». В спорте наоборот, чтобы «пробить» корпус, нужно вложить в удар больше массы. Только у Сэмми Шита получалось бить хлестко. Но он бьет в гедан, а противнику конкретный чудан получается.
В старых стилях много толчков, рывков и других малоприменимых на ринге или татами действий. Ну, не с ринга же противника выкидывать. С таким «коронным приемом» чемпионом стать трудно. А вот наличие рядом каменной стены или лестницы делают способы вывода из равновесия очень конкретным и опасным действием. В спортивном бою есть разведка, есть множество ложных движений, есть возможность выждать момента для решающей атаки. На улице любой затянувшийся поединок делает его исход абсолютно непредсказуемым. Может появиться оружие, подоспеют «друзья», стражи порядка… Реальный бой всегда идет встречным курсом. Рассчитывать на весовые категории или остановку боя судьей не приходится. Поэтому вежливость в традиции — это не только дань уважения к партнеру, но и возможность атаковать неожиданно. Поклон, с которого начинается ката, это прежде всего, осмысление перехода от спокойного состояния к решительным действиям.

Об энергии
Традиционные ката устроены таким образом, что после многочасовой практики, вместо усталости приходит легкость. То есть, как ни странно, энергия не теряется, а накапливается. Тут проще попробовать, чем вдумчиво осмысливать. Думаю долгожительство Окинавцев, частично, связано и с этой практикой.

Еще немного о санчин
В окинавских стилях, ката делят на два типа. Закрытой руки, это ката санчин, теншо, найханчи. И открытой руки — это все остальные ката. Дело не в буквальном сжимании кулака. Речь идет о мысленной концентрации.
В санчин, прежде всего, необходимо сосредоточиться на внутренних взаимосвязях мышц сухожилий, суставов рук, корпуса, ног и т.д. Как будто вы что-то держите в закрытом кулаке.
Во «внешних» ката основная задача «видеть» противника. То есть постоянно концентрироваться на боевом смысле движения. Сохранение непрерывного напряжения в санчин дает возможность сознанию осуществлять контроль над всеми частями тела одновременно.
Чёдзюн Мияги часто говорил своим ученикам о едином теле. В блоке или ударе рукой основная сила сосредоточена в мышцах спины и ног. Сокращение времени атаки зависит так же от контроля за корпусом. Излишние неправильные пошатывания не дадут возможности двигаться прямо к цели, значительно увеличивая время реакции на изменение ситуации в бою. Все эти нюансы можно нарабатывать отдельно, но для этого нужно становиться профессиональным бойцом. Ката закрытой руки позволяют создать единое тело за счет практики одного упражнения, что значительно экономит время занятий.
Санчин ката учит практикующего поддерживать суставы тела в «едином скручивании», таким образом, между различными частями тела образуется натяжение мышц и сухожилий, похожая на изменение свойств веревки при скручивании.

О секретах
Существуют ли секреты боевых искусств в наше время и существовали ли они вообще? Если противник не знает ваш коронный прием, ваши шансы на выигрыш повышаются. Отсюда такое многообразие стилей. Времена были жесткие и каждый старался приготовить парочку сюрпризов противнику. Сейчас сохранение методов подготовки в тайне мало мотивированы, разве что у профессиональных спортсменов. Все что легко доступно, мало ценится.

О бесполезности
Любой навык требует многократного повторения. Чтобы ката можно было применить в бою его нужно практиковать многократно. Два-три раза за тренировку, это все равно что 10 ударов по мешку. А потом, после уличной неудачи, такие ученики обижаются на преподавателя.
По утверждению мастеров: ката сначала молчит, потом шепчет и только через время начинает говорить в полный голос. Если вы не посвятили свою жизнь Будо полностью, осваивать все имеющиеся в стиле ката досконально не имеет смысла. Для сдачи экзамена на дан придётся конечно выучить, но для боя лучше сосредоточиться на двух-трех. Не зря на Окинаве и в Китае есть понятие «любимое ката».

И в завершении
Ката — только часть системы. Безусловно, при правильном понимании и серьезной практике, ката это супер практика. Но без ходжо ундо, развивающих специальную силу, и жестких упражнений в паре, оно так никогда и не заговорит. И, как говорят в Китае, у этого «мастера» парчовые ноги и цветочные кулаки. К сожалению, таких адептов утверждающих что они занимаются традиционным каратэ сейчас очень много. За что нас справедливо критикуют представители спортивных стилей.
Традиционные стили создавались во времена, когда самооборона была жизненно необходима. Создавались путем большого труда и самоотречений мастеров, многие из которых положили жизнь на то, чтобы развить боевое искусство и передать его потомкам.

Феномен ката в каратэ: 1 комментарий

  • 21.11.2018 в 14:39
    Permalink

    Прекрасный взгляд на ката! Большое спасибо что поделились. Одна из удобных особенностей ката в том, что действительно нет необходимости в снарядах в моих командировках.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *